10 ошибок начинающего предпринимателя

10 ошибок начинающего предпринимателя

Если вы только планируете открыть свой бизнес или находитесь в начале пути, вам обязательно нужно изучить ошибки начинающих предпринимателей. Все таки, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Своих собственных шишек вы все равно набьете.

Но эта статья не только для начинающих предпринимателей. По моему опыту, часто и опытные бизнесмены совершают глупейшие ошибки в управлении своим делом. Поэтому прочитайте, и если вы не совершаете этих ошибок, вздохните с облегчением. Итак начнем!

Ошибка первая — общий кошелек компании и предпринимателя

Эту ошибку совершает более 90% начинающих предпринимателей. Они просто не ведут финансовый учет. Деньги из кассы могут взять на личные нужды, и наоборот. Когда приходит время, например, платить аренду, а в кассе денег нет — платят из своего кармана. Это приводит к тому, что в компании нет никакого учета денежных средств. Невозможно планировать платежи.

Даже если ваша компания состоит пока только из одного человека, вы должны разделять собственный карман и деньги компании. Иначе ни о каком развитии не может идти речи. Что уж говорить о компаниях, в которых работает много сотрудников.

Ошибка вторая — не составлять бизнес-план и финансовый план

Кажется, что о бизнес-плане нам уже «прожужжали все уши». В любом учебнике, в любом учебном курсе, на всех семинарах по бизнесу говорят о том, насколько важен бизнес-план. Не смотря на это, большая часть предпринимателей открывают свой бизнес без бизнес-плана. В результате — больше половины всех новых бизнесов прогорают в течении первого года работы. И это не удивительно. Ведь как вы будете принимать правильные и взвешенные решения, если вы не спланировали свой путь? Как вы узнаете, будет, ли бизнес прибыльным, если заранее не просчитали хотя бы примерные перспективы?

В ходе разработке бизнес-плана, вы анализируете конкурентов, спрос, поставщиков, прогнозируете продажи, изучаете стоимость привлечения клиентов, конверсию, строите воронку продаж. Часто, уже на этапе написания бизнес-плана становится понятно, что бизнес прогорит. Это экономит кучу денег и времени.

Второй положительный фактор от бизнес-плана. Представьте, что бизнес-план оказался прибыльным. Вы открыли бизнес, но уже в первые месяцы работы поняли, что действительность не соответствует вашим планам и вы терпите убытки. В этом случае нужно скорректировать бизнес-план или составить отдельный финансовый план и проанализировать, стоит ли работать дальше. Если цифры ни в какую не сходятся — лучше как можно раньше закрыть бизнес, чтобы потерять как можно меньше денег.

Ошибка третья — брать все на себя

Если вы работаете один (одна), то это принято называть микро-бизнес. Но если говорить откровенно - это не бизнес, это фриланс, работа на себя — называйте как хотите, но это не бизнес. Очень редко предприниматель, работающий сам на себя развивается до уровня компании. У него просто нет времени на развитие. Он сам себе «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Мотается как пчелка целыми днями, а прибыли мало.

Тоже самое касается тех предпринимателей, у которых есть сотрудники, но они продолжают выполнять роль «человека-оркестра». Они боятся делегировать задачи, стараются контролировать каждый шаг и каждое слово своих сотрудников. Работают с утра до ночи, но все равно ничего не успевают. Это тоже блокирует развитие компании.

Предприниматель — от слова предпринимать. То есть принимать решения. Вы не должны делать все сами — за это вы и платите людям деньги, чтобы они самостоятельно решали поставленные задачи.

Не бойтесь нанимать сотрудников. При правильном управлении компании, работает правило 1+1=3. То есть два человека смогут сделать в 3 раза больше, чем один.

Ошибка четвертая — отсутствие финансового учета и финансовой модели

Это пожалуй ошибка почти всех компаний, в которых количество сотрудников меньше 10 человек. Что такое финансовая модель? В самом простом виде — это табличка, в которой учтены все предполагаемые расходы и доходы компании. Запишите все расходы: на аренду, зарплату, связь, закупку и т.д. Потом запишите все доходы, которые вы планируете получить. Посчитав разницу вы поймете, прибыльный ли ваш бизнес при данной модели. Если нет, думайте над тем, как сократить расходы или увеличить доходы.

Финансовый учет, опять же в самом простом виде — это хотя-бы учет движения денежных средств (ДДС). Создайте табличку и записывайте туда все денежные операции: доходы и расходы. В конце месяца вы увидите разницу — есть ли прибыль.

Обязательно создавайте график платежей на месяц. Пропишите платежи, даты и суммы. Вы будете точно видеть к какому числу и какую сумму нужно подготовить.

Конечно, полноценные финансовые модели и финансовый учет в крупных компания намного сложнее. Но если сейчас у вас нет этого вовсе, начните хотя бы с простых таблиц.

Ошибка пятая — отсутствие планирования

Абсолютно любому бизнесу нужны планы. И в первую очередь — это план продаж по выручке. План должен быть реальным, ведь на основе плана продаж вы будете составлять план производства или план закупок. Но план нужен не только для планирования работы. В первую очередь выполнение плана — это основная цель компании на месяц, это мотивация. Цифра плана будет стоять у вас перед глазами, и вы будете постоянно думать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

Ошибка шестая — отсутствие цели, миссии, видения и ценностей компании

Возможно эту ошибку стоило поставить на первое место. Цель — это самое главное. Цель нужно обязательно прописать на бумаге. Вы должны постоянно визуализировать ее, представлять как вы ее достигнули. Но важно понимать, что цель — это не мечта. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, иметь дед-лайн, адекватной (это постановка целей по SMART).

Еще один совет от Фридриха Шиллера: «Ставьте большие цели, в них легче попасть!»

Также, очень важно проработать миссию, ценности и видение вашей компании.

Компания, у которой нет миссии, никогда не сможет стать большой и успешной. Бизнес — это не золотой барашек, который нужно трясти, чтобы с него сыпались деньги. В первую очередь, бизнес должен быть полезен для общества. Оно и логично, прибыль приносит только то, что нужно людям или другим компаниям. Поэтому обязательно пропишите миссию — для чего работает ваш бизнес. Пример миссии нашей компании .artano: «Делать бизнес клиентов эффективнее и сильнее с помощью внедрения смелых и инновационных технологий. Обеспечивать возможность максимальной реализации потенциала каждого сотрудника.»

Вы можете подумать, что миссия - это пустые слов, бред. Если к ней так относиться, то так и будет. Но если вы верите в свою миссию и держите ее в голове, то мозг на подсознательном уровне будет помогать принимать решения, чтобы следовать миссии. Миссия - это не набор слов. Миссия - это вера в свою компанию и ее пользу.

Ценности компании тоже очень важны. Вы должны четко понимать, каких людей набирать в свою команду и с какими клиентами работать. Как известно, компания — это отражение ее основателя и руководителя. Поэтому часто ценности компании соответствуют ценностям руководителя. Например, в нашей компании не любят слишком серьезную и строгую атмосферу в компании и отношение к работе - как к серьезной совместной игре. Это позволяет сотрудниками работать с удовольствием и на результат, ведь всем хочется побеждать. А основные ценности: честность, доверие, постоянное обучение, профессионализм, смелость, самоотдача, открытость, здоровая и честная конкуренция. Ценности определяют атмосферу не только внутри компании, но и модель взаимоотношения с клиентами.

Ошибка седьмая — отсутствие регламентов

У регламентов есть две основные задачи. Первая — они сильно экономят время. Проще один раз прописать инструкцию как, например, создать счет в программе, чем показывать это лично каждому новому сотруднику. Пишите инструкции ко всему, что требует частого разъяснения. Среди наших клиентов есть компания, у которой даже есть регламент "как писать регламент".

Вторая задача регламентов — дисциплинировать сотрудников. Если правила работы прописаны на бумаге — у вас всегда будет основание «приструнить» сотрудника, который их не выполняет. Кстати это помогает исключить и еще одну сопутсвующую ошибку.

Очень часто встречаются ситуации, когда сотрудники ни во что не ставят своего руководителя: не выполняют поставленные задачи, нарушают дисциплину или даже в наглую обворовывают компанию. Руководитель же, ничего не предпринимает и закрывает на это глаза.

Выход только один — будьте жестче и заставляйте следовать регламентам и инструкциям. Пропишите правила, штрафуйте, увольняйте тех, кто не понимает. Обычно в бунтарских коллективах есть основной зачинщик. Если вы знаете кто это, увольняйте его не раздумывая. Поверьте, опыт показывает — дальше будет только хуже. Есть вероятность, что при его увольнении, уйдут и некоторые другие сотрудники. Неприятно терять персонал, но в данном случае «опухоль» нужно резать безжалостно.

При найме новых сотрудников, ответственно подойдите к подбору кандидатов. Внимательно следите за сотрудниками, и пресекайте все попытки бунта «на корню».

Ошибка восьмая — медленное развитие

Большинство компаний достигают определенного уровня развития и останавливаются в росте или развиваются очень медленно. Обычно это связано с тем, что собственники боятся рисковать тем, что уже есть. В этом случае, вам просто нужно решить, хотите вы развиваться или готовы работать на текущем уровне.

Мы - за постоянное развитие и обучение. Поэтому готовы рисковать и постоянно идти вперед. На самом деле риск не так уж велик, если вы тщательно все планируете, продумываете бизнес модель, прописываете бизнес-план. Если вы знаете, что один менеджер в месяц продает в среднем на 300т.р., то взяв еще одного — вы увеличите выручку в среднем на 300т.р.

Быстрому развитию помогают кредиты. Но, кредит можно брать только в том случае, если у вас есть надежная и проверенная финансовая модель.

Любой успешный предприниматель — это авантюрист. Он принимает смелые, креативные, иногда сумасшедшие решение. Но только нестандартный подход сможет выделить вашу компанию среди сотен других.

Ошибка девятая - отсутствие автоматизации

Все что можно автоматизировать - нужно автоматизировать!

Работа систем автоматизации стоит значительно дешевле, чем работа людей. Поэтому автоматизировать бизнес всегда выгодно. Раньше, чтобы вести бухгалтерию даже небольшого предприятия требовалось несколько бухгалтеров. И не удивительно, ведь они вручную заносили все операции в журналы и бухгалтерские книги, сводили дебет и кредит с помощью счётов. Теперь, когда есть современные программы по бухгалтерскому учету, наоборот, один бухгалтер может вести несколько организаций.

Настроить электронный документооборот - и вы сэкономите на курьере и почте.

Установите CRM - и будете видеть все задачи сотрудников, их эффективность, отчеты по работе компании. А эффективность каждого сотрудника, благодаря своевременному выполнению задач, увеличится до 50%. То есть, например, 2 менеджера смогут выполнять работу, которую без CRM выполняло 3 менеджера. Например, при средней зарплате 50 000 ₽ всего за 3 месяца экономия может составить до 150 000 ₽.

Не верите? Посчитайте, сколько времени ваши менеджеры тратят на подготовку счетов, договоров, беготню по офису для постановки задач коллегам и напоминанию их выполнения. Если эти задачи будут решаться всего в несколько кликов - это значительно сократит время на их выполнение.

И теперь представьте, что все задачи, сроки, сделки, ответственных, эффективность видно "как на ладоне", вернее экране монитора. Особенно это актуально при удаленной работе.

Для крупных компаний можно говорить о ERP системах, которые помогают взаимодействовать сотрудникам, отделам и осуществлять автоматизацию бизнес-процессов на всех контурах.

Ошибка десятая - не использовать все возможные каналы продаж

Расскажем историю, которую на планерке рассказал один из наших менеджеров. Был холодный звонок в компанию по оказанию услуг грузоперевозки, с целью наладить сотрудничество по привлечению новых клиентов с помощью контекстной рекламы. Удалось выйти на ЛПР, но после предложения был ответ: "Не интересно, мы используем другой канал продвижения". На следующий день менеджер увидел во дворе своего дома картонку привязанную проволокой к дереву. На картонке была реклама о грузоперевозках этой компании. Вот он - другой канал продвижения.

Может быть такая реклама работает, может быть она стоит недорого. Но нельзя зацикливаться только на одном канале привлечения клиентов - "не кладите яйца в одну корзину". Из доступных и недорогих каналов продвижения, эффективность которых можно легко отследить, можно выделить следующие:

  • Контекстная реклама - реклама в поисковых системах. Показывается только тем, кто действительно интересуется вашими продуктами.
  • Реклама в социальных сетях - тоже можно настроить на свою целевую аудиторию. Определить возраст, интересы, место нахождения и другие критерии ваших потенциальных покупателей.
  • Поисковое продвижение (СЕО) - сделайте ваш сайт полезным, удобным, информативным и поисковые системы будут благодарить вас за хороший сайт посетителями и потенциальными клиентами.
  • Контент-маркетинг - можно вести блог, ютуб-канал, проводите вебинары или другие мероприятия. Это действительно работает. Хотя и требует большого количества ресурсов.
  • Традиционные каналы продвижения - радио, газеты, журналы и другие СМИ, уличная реклама и т.п. В зависимости от вашей целевой аудитории вы должны самостоятельно определить эффективны ли традиционные каналы для вашей организации.
  • Выставки и конференции - это работает, помогает собрать лидов, формирует положительную репутацию о компании.

Экспериментируйте, но обязательно отслеживайте эффективность каждого инструмента и стоимость привлечения клиентов. Отказывайтесь от менее эффективны и нерентабельных каналов продвижения, и увеличивайте бюджет на более эффективные.

Это далеко не все ошибки. Но эти десять ошибок начинающего предпринимателя - возможно, самые важные..

На вскидку, можно назвать еще несколько ошибок:
  • нет определения своей целевой аудитории;
  • недостаточная самодисциплина;
  • страх поражения;
  • отсутствие веры в свою идею;
  • отсутствие обучения;
  • недостаточный анализ конкурентов.
Главное, не останавливайтесь, работайте, ставьте цели и не бойтесь поражения. Не бывает взлетов без падений - это вам скажет любой опытный предприниматель.
10.02.2020

Возврат к списку

Просто оставьте свой телефон и мы перезвоним!

Или позвоните сами!

+7 495 204 19 18 (Москва)

+7 928 408 47 15 (Краснодар)